Начать сначала
Александр Александрович Давиденко
31 марта (13 апреля) 1899, Одесса —
1 мая 1934, Москва

Композитор

 

 

Родился в семье телеграфиста, в 8 лет остался круглым сиротой, отчим отдал его в духовную семинарию, откуда будущий композитор удрал, начав самостоятельную жизнь. В 1918—1919 учился в Одесской консерватории, педагог В. Малишевский. В 1919—1921 годах служил в Красной армии, затем работал санитаром на железной дороге. В 1921 поступил в Харьковский музыкальный институт, в 1922—1929 годах учился в Московской консерватории, педагог Рейнгольд Глиэр. Одновременно в 1922—1924 годах — в Хоровой академии, педагог А. Кастальский. Начиная с 1924 года Александр Давиденко руководил хоровыми кружками в рабочих клубах

В 1925 году Давиденко организовывает Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории, сокращенно: «Проколл», которым руководил с 1925 по 1929 годы. Членами «Проколла» были начинающие пролетарские композиторы Б. Шехтер, В. Белый, М. Коваль, В. Фере, Н. Чемберджи, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, И. Дзержинский и др. В 1929 году деятельность «Проколла» была закончена в связи с получением его членами высшего музыкального образования, и в том же году Давиденко поступил туда же, в Московскую консерваторию, в аспирантуру, одновременно став там же преподавателем рабочего факультета. В это же время, 1929—1932 он — член Российской Ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), редактор журнала «За пролетарскую музыку»

А. Давиденко много работал с музыкальной самодеятельностью и руководил выступлениями больших хоровых коллективов в дни празднеств. При этом проводил музыкальные эксперименты, подключая к хоровому пению слушателей. Он делал хоровые обработки старых революционных песен «Казнь», «Узник» и многие другие получили новую жизнь на советской эстраде в его аранжировке. Композитор много времени отдавал музыкально-просветительской работе — ездил по стране, организуя в это голодное время хоровые кружки, для которых написал немало песен

Одновременно с большой общественной нагрузкой у композитора хватало времени на творческую работу. Его песни пользовались успехом, исполнялись в эстрадных концертах, постоянно звучали по радио. Тематика его музыкальных произведений всегда революционная, бравурная. Давиденко оказался чуть ли не самым популярным эстрадным композитором времени, очень много сделав для становления советской массовой хоровой песни

В 1925 году он написал музыку к отрывку из стихотворения Н. Н. Асеева «Конная Буденного», получившаяся песня была сразу хорошо принята и оценена на всех уровнях и много исполнялась

Пионерская песня «Маленький барабанщик» («Мы шли под грохот канонады…») вошла в репертуар детских хоров и широко исполнялась до самого конца советской власти и пионерского движения. Это была аранжировка немецкой революционной песни о юном горнисте немецкого Союза Красных Фронтовиков Фрице Вайнеке (нем.: Der kleine Trompeter, маленький трубач), убитом полицейским. Музыку и слова написал немецкий композитор В. Валльрот. На русский язык текст перевел Михаил Светлов в 1930 г., а обработку музыки сделал Александр Давиденко. В таком виде песня обрела огромную популярность в СССР и постоянно звучала в пионерских радиопередачах и детских концертах

Песня Александра Давиденко «Нас побить, побить хотели» стала одним из самых модных хитов в начале 1930-х. Эта песня на слова Демьяна Бедного посвящена конфликту на КВЖД 1929 года. Песня так часто звучала по радио, что стала восприниматься как весьма назойливое творение и спровоцировала множество пародий. Очень похожие пародии сочинили поэт Яков Ядов:

На эстраде двое пели:
— «Нас побить, побить хотели»,
До того они завыли,
Что действительно побили

и сатирик Илья Ильф:

Два певца на сцене пели:
«Нас побить, побить хотели»,
Так они противно ныли,
Что и вправду их побили

Но всё затмила пародия на песню в постановке спектакля «Гамлет» в московском театре им. Вахтангова в 1932 году. Постановщик Н.Акимов решил весь спектакль выполнить в пародийном ключе, полном фарса, эксцентрики и буффонады: толстый неуклюжий Гамлет, пьяная танцовщица кабаре Офелия. А по поводу пародии на надоевшую песню музыкант театрального оркестра Юрий Елагин в своей мемуарной книге «Укрощение искусств» писал:

Интересно, что в известной сцене с флейтой, Шостакович зло высмеял и советскую власть, и группу пролетарских композиторов, которые как раз в то время были на вершине своего могущества и причиняли немалое зло русской музыке и русским музыкантам. В этой сцене Гамлет прикладывал флейту к нижней части своей спины, а пикколо в оркестре с аккомпанементом контрабаса и барабана фальшиво и пронзительно играло известную советскую песню: «Нас побить, побить хотели…», сочинения композитора Давиденко, лидера группы пролетарских музыкантов, песню, написанную по случаю победы советских войск над китайцами в 1929 году

Спектакль был раскритикован официальной критикой за формализм (это слово как раз тогда приобрело ругательный смысл)

В этом контексте уместно привести слова Дмитрия Шостаковича о Давиденко, цитируемые в «Биографическом словаре»: «Творчество Давиденко целиком, без остатка, посвящено революционной действительности, и образы ее с могучей силой запечатлены в лучших произведениях замечательного советского композитора». Музыкальный словарь приводит и другие слова Шостаковича: «В искусстве Давиденко нет аккуратно выписанных деталей, как нет и изображения отдельных людей и характеров или же раскрытия глубоко личных, интимных переживаний; главное в нем другое — образ народной массы, ее устремленность, подъем, порыв…».

С 1923 до самой смерти в 1934 гг. жил на Арбате, дом 51. Композитор скончался внезапно, сразу после Первомайской демонстрации, в которой принимал активное участие. На его похоронах хор из студентов Московской консерватории и участников самодеятельности исполнял его песни

 

Посмотреть на карте: 55.724672; 37.556008