Начать сначала
Николай Яковлевич Мясковский
8 (20) апреля 1881, Новогеоргиевск, Варшавская губерния (Модлин, Польша)—
8 августа 1950, Москва

Композитор, педагог, музыкальный критик

Доктор искусствоведения (1940)

Народный артист СССР (1946)

5 Сталинских премий (1941, 1946, 1946, 1950, 1951)

 

 

Родился в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (Петраковой), которая также происходила из семьи военных. Второй ребенок в семье. После смерти матери, сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская, взяла на себя опеку над детьми.

C детства играл на фортепиано и скрипке, но поскольку карьера музыканта не поощрялась в семье, поступил в Военно-инженерное училище (ок. 1902 г.) Патетическая Симфония П. И. Чайковского, исполненная Артуром Никишем в 1896 году, произвела на Мясковского большое впечатление, и он принял окончательное решение стать композитором.

Параллельно с учебой в училище, частным образом обучался музыке — у Р. М. Глиэра в Москве, И. И. Крыжановского в Петербурге, а затем, уже будучи военным инженером, — в Петербургской консерватории у Лядова и Римского-Корсакова, где среди его однокурсников были С. С. Прокофьев и Б. В. Асафьев. Окончив консерваторию в 1911 году, Мясковский начинает сотрудничать в московском журнале «Музыка», пишет первые крупные сочинения.

Для ранних работ Мясковского характерны мрачные, даже зловещие тона, которые органично переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русской музыки. Идеи, идущие от позднего романтизма П. И. Чайковского, импрессионизма Клода Дебюсси и А. Н. Скрябина, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, а также собственные музыкальные идеи Мясковского. В его раннем творчестве все эти стили нашли свое продолжение, органично дополняя друг друга. Его первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и очень мощным звучанием.

С началом Первой мировой войны Мясковский отправляется на фронт в качестве офицера сапёрных войск. В течение 1915 года его полк постоянно вступал в прямое столкновение с войсками австрийцев и немцев, которые неоднократно подвергали его мощному артиллерийскому обстрелу. В одном из боев осенью 1915 г. Мясковский получил тяжёлую контузию, многие из его сослуживцев погибли. После выписки из госпиталя в январе 1916 г. его отправили на строительство крепости в Ревеле (ныне Таллин - столица Эстонии). Там композитор увлекся революционной литературой различных политических течений и окончательно разочаровалcя в монархии. После событий Февральской революции Мясковский являлся сторонником более решительных действий и был избран в Полковой комитет. Мясковский принял и Октябрьскую революцию, которая в то время виделась части интеллигенции как выход из тупика, в который страну завёл царь Николай II.

Во время гражданской войны Н.Я.Мясковский перешёл на службу Генеральный Морской Штаб Балтийского флота. Это было обусловлено тем , что его родные оказались под угрозой голодной смерти и композитор взял на содержание семьи своих сестёр. Однако распространённый в Советское время миф о том , что Мясковский был ярым сторонником коммунизма не в полной мере соответствует действительности . Из переписки Композитора следует , что он с надеждой принял созыв Учредительного собрания и первые два года без особого энтузиазма смотрел на Советскую власть.. Отец Николая , Яков Константинович не поддержал решения сына служить в Красной Армии и попытался уехать на Украину, но погиб в пламени разгоравшейся гражданской войны. В 1918 году Мясковский переезжает в Москву, в которой он прожил большую часть жизни. В 1919 году Мясковский был избран членом правления «Коллектива московских композиторов», одновременно являлся заместителем заведующего Музыкальным отделом Наркомпроса РСФСР (1921). После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с 1921, Мясковский — профессор класса композиции МГК имени П. И. Чайковского

В 1923 году Мясковский пишет свою 6-ю симфонию, монументально - трагическое произведение, навеянное воспоминаниями об отце, Якове Константиновиче, убитом матросом только за то, что на нём была шинель царского генерала. При этом необходимо отметить, что, несмотря на то, что Мясковский принял Октябрьскую революцию, он сохранил очень тёплые воспоминания о своём отце. А тот факт, что убили его фактически его единомышленники, очень угнетал Николая Яковлевича.

6-я симфония Н.Мясковского — это отражение трагедии русского народа, расколотого гражданской войной. Очень показателен мрачный старообрядческий хор в финале, как символ нового, социального раскола XX века в России. Симфония имела оглушительный успех. Мясковский даже удостоился сравнения с П. И. Чайковским. Об этом произведении говорили как о первой симфонии, достойной названия 6-й, после гениальной 6-й симфонии Чайковского.

В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал. Тогда он создал 7-ю симфонию, чей интонационный стиль лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма К. Дебюсси. А также 8-ю симфонию, применив атональные построения в духе А. Шёнберга, а также элементы русского и башкирского фольклора. В те годы композитор потратил много времени на борьбу со сторонниками упрощенчества в музыке из РАПМ, которые признавали только прокоммунистическую массовую песню, как единственный возможный стиль музыки в СССР. Среди участников РАПМ господствовали идеи примитивизма, упрощенчества, наряду с ненавистью почти ко всей классической музыке XVIII - XIX вв. ( единственное исключение они делали для творчества М.Мусоргского и Л.В.Бетховена)

В начале 30-х годов (начиная с 11-й симфонии) Мясковский меняет стиль музыки на более светлый, что стало отражением того давления, которое оказывали на него власти. В музыке начинают доминировать мажорные тональности, а полифония упрощается. Уступаю давлению властей Мясковский пишет 12-ю симфонию, посвящённую коллективизации. Некоторые современные критики считают её худшей в творчестве композитора. В том - же духе выдержана упрощённая 14-я симфония . Показательно то, что единственное мрачное произведение того периода, 13-ю симфонию, он вынужден был представить на закрытой премьере. 13-я симфония стала своего рода прощанием композитора с модернизмом и авангардом. Что аналогично ситуации, сложившейся вокруг 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича. Хотя помимо упрощенных 12-й, 14 -й, 18-й и 19-й симфоний в творчестве композитора в 30-е годы встречались и высокие образцы симфонического искусства, такие как, например, построенная на русско-украинской фольклорной интонации 15-я и величественная 17-я симфония, посвящённая дирижеру А. Гауку.

Среди других его работ 30-х годов также особо выделяется 16-я симфония, посвященная советской авиации. Её драматизм навеян впечатлениями от катастрофы огромного самолёта АНТ-20 «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года.

В 1932 году Мясковского избирают в состав оргкомитета Союза советских композиторов. С 1939 года член художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1940—1951 гг. член редколлегии журнала «Советская музыка».

В 1940 году композитор сочиняет свою 21-ю симфонию — произведение потрясающей силы, в котором нашли отражение и тягостные раздумия о правильности пути страны, и искренняя вера композитора в светлое будущее. Чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов, философская глубина сочинения принесли этому произведению всеобщее признание в мире. Эта великолепная симфония открыла последний, завершающий период творчества Советского мастера. Для него характерно возвращение к политональным схемам русского классического романтизма наряду с прозрачной полифонией духовых инструментов.

В начале Второй мировой войны Мясковский был эвакуирован сначала на Кавказ, в Грузию и в Кабардино-Балкарию, а затем в г. Фрунзе. В эвакуации Мясковский написал три патриотические симфонии (22—24), включая 23-ю симфонию на кабардино-балкарские темы, струнные квартеты, несколько маршей, которые композитор рассматривал, как свой посильный вклад в борьбу с врагом.

В 1946 году Мясковский сочинил 25-ю симфонию ( в 3-х частях ) - высочайший образец вдумчивого классического романтизма, где достиг вершины полифонического мастерства.

После войны Мясковский получает звание Народного артиста СССР,а в 1947 году избирается депутатом Моссовета от блока коммунистов и беспартийных. Также композитор сочиняет гимн РСФСР на слова С. Шипачева. Но несмотря на это композитор начал конфликтовать со Сталинским режимом и в 1948 году попал в список формалистов. Его музыка была охарактеризована как мрачная, недостаточно оптимистическая и, за исключением двух — трёх произведений, перестала исполняться в СССР. В частности, его лирико — ностальгическая 25-я симфония была охарактеризована как «философские бредни, чуждые рабочему классу». А кантата «Кремль Ночью» вызвала шквал критики за подачу образа И. В. Сталина с атрибутами восточного деспота и двусмысленность текста.

Гимн РСФСР Мясковского, равно как и гимн Шостаковича был отклонён властями. Несмотря на это Мясковский продолжил сочинять и в конце 1948 года представил 26-ю симфонию на древнерусские темы знаменных распевов. Советская критика разнесла эту симфонию в пух и прах, после чего её партитура была отправлена в архив.

Надо сказать, что здесь Мясковский проявил большое мужество. В конце 30—х годов он достаточно лояльно относился к режиму, изредка пытаясь протестовать, как было, например, в случае с арестом музыковеда и композитора Жиляева. Тогда он написал письмо, где встал на защиту коллеги и указывал на его заслуги. При том что они с Жиляевым не являлись друзьями, так как тот критиковал раннее творчество композитора.
Сталинский режим эту просьбу Мясковского проигнорировал. Жиляева обвинили в "Создании террористической организации с целью убить товарища Сталина " и расстреляли.

Но в 1948 году Николай Яковлевич уже открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна. На заседании союза композиторов он охарактеризовал «Постановление по борьбе с формализмом» как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Н. Хренниковым..

Последние два года своей жизни Мясковский провел на даче у Николиной горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над своей последней, 27-й, симфонией. В конце 1949 г. композитор уничтожил свой личный дневник , часть своих ранних фортепианных сонат и почти все романсы написанные в 1906 - 1914 гг.

8 августа (по другим источникам - 6 августа) 1950 года Николай Яковлевич умер от рака.

 

Посмотреть на карте: 55.725502; 37.55345